Порядок осуществления государственного экологического контроля
Как было отмечено выше, государственный контроль (надзор) предполагает за собой осуществление уполномоченными органами исполнительной власти следующих видов деятельности:
- деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений хозяйствующими субъектами обязательных требований посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений;
- деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Новый Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ по-иному представляет субъектов регулируемых отношений, Так, помимо органов государственного контроля, их должностных лиц, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в законе появляются новые субъекты - эксперты, экспертные организации, органы прокуратуры. Кроме того, определенные требования закона касаются исключительно субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целом, субъектов регулируемых законом отношений можно классифицировать следующим образом.
I.Хозяйствующие субъекты:
- юридические лица;
- руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица;
- субъекты малого и среднего предпринимательства;
- субъекты малого предпринимательства: малое предприятие и микропредприятие;
- саморегулируемые организации;
- индивидуальные предприниматели;
- уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя.
II.Органы государственного контроля (надзора):
- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор);
- органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор);
- должностные лица органов государственного контроля (надзора);
- руководитель (заместитель руководителя) органа государственного контроля (надзора).
III.Органы муниципального контроля:
- органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный контроль;
- должностные лица органов муниципального контроля.
IV.Органы прокуратуры:
- прокурор или его заместитель;
- Генеральная прокуратура РФ.
V.Эксперты, экспертные организации.
Особый статус в законе приобретают субъекты малого и среднего предпринимательства. При этом определенные требования касаются исключительно малых предприятий и микропредприятий.
Согласно ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства процедура организации и проведения проверок для контролирующих органов усложняется. Однако, не во всех случаях, как того хотелось бы.
Так, в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:
- плановые документарные проверки проводятся в общем порядке;
- плановые выездные проверки проводятся в общем порядке;
- внеплановые документарные проверки проводятся в общем порядке;
- внеплановые выездные проверки проводятся в исключительных случаях и только после согласования с органами прокуратуры. В случае принятия неотложных мер (при причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) органы государственного и муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю.
Так, согласно ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства, может быть проведена органами государственного и муниципального контроля только после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и только в двух случаях:
- в случаях поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- в случаях поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Определенный законом порядок согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки усложняет процедуру и возможность ее безосновательного проведения в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Во-первых, контролирующие органы обязаны оформить заявление о согласовании с органами прокуратуры проведения выездной внеплановой проверки, типовая форма которого устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во-вторых, контролирующие органы обязаны представить или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа соответствующее заявление в органы прокуратуры в день подписания распоряжение или приказа о проведении выездной внеплановой проверки.
Похожие работы: